В Новосибирске общественник стал латифундистом и задолжал ТСН
Власти Новосибирской области уже не первый год не могут найти бесплатную землю для льготников. Но некоторые предприниматели, входящие в состав Общественного совета земельного департамента становятся латифундистами. Такая история произошла в ТСН «Ратник», где один из учредителей, оказался собственником десятков участков и задолжал товариществу солидную сумму.
Коттеджный поселок «Ратник» в пригороде Новосибирска спустя более десяти лет освоения по-прежнему напоминает большой пустырь: выцветшая доска объявлений, электричество по временной схеме, грунтовая дорога, бурьян вместо тротуаров. Даже самые удаленные от города дачные товарищества, созданные в советские времена в глухих сибирских степях, сегодня выглядят более обжитыми. В том, что происходит вокруг «Ратника» в судебных коридорах, гораздо больше энергии и жизни. Например, заседание в суде Заельцовского района, где рассматривался иск к участникам ТСН, задолжавшим взносы на развитие поселка.
— Я бы не назвала это конфликтом. В любом абсолютно ТСН есть членские взносы, есть целевые взносы и по закону их нужно платить. Если кто-то не платит эти членские взносы, то прямая обязанность председателя — взыскивать их законным путем через суд, — комментирует ситуацию председатель ТСН «Ратник» Людмила Шаталова.
Сейчас председатель «Ратника» сражается на судебной ниве не только за взносы. Это лишь один из большого количества процессов, в которых, на первый взгляд, нет ничего интересного. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Присмотревшись к списку ответчиков, можно заметить, что крупнейший должник по взносам на благоустройство — сам основатель поселка, предприниматель и видный новосибирский общественник Евгений Старых.
— Особенность «Ратника» в том, что у нас был собственник, у которого было 94 участка на момент подачи исков, соответственно даже наш минимальный членский взнос — 1000 рублей в месяц с участка, если умножить на количество участков, получается… хотя это не наша проблема, — объясняет Людмила Шаталова.
ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА
Именно по заявлению Евгения Старых в 2011 году Новосибирская область выделила 14,6 га земли в пригороде — у пруда и среди березок. По информации департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области в августе 2012-го земельный надел разделили на участки для дачного строительства «в целях передачи членам товарищества».
— Когда я покупала участок в 2016 году, тут чего только не обещали, до сих пор есть информация в интернете, там было все: и шумозащитный экран, и съезд с Северного объезда отдельный, и даже вечный огонь, и автомойка, и сцена, и прогулочные зоны. Меня привлекло, что в «Ратнике», что много земель общего пользования, есть где гулять, есть озеро, — вспоминает председательница Шаталова.
По версии бывшего председателя и основателя тогда еще ДНТ «Ратник» Евгения Старых, именно, полюбившийся Людмиле Шаталовой водоем, и стал яблоком раздора, лишив уединенный поселок спокойствия.
— У нас в принципе из-за этих зон отдыха и пошел скандал, когда она [Шаталова] сказала, никто здесь не будет отдыхать, я здесь живу, это мое озеро и в радиусе 100 метров у меня не должно быть ни соседей, ни заборов, ничего. Иначе я вам тут устрою такую красивую жизнь, — уверяет Евгений Старых.
В январе 2022 года действующий председатель ТСН «Ратник» Людмила Шаталова обратилась с заявлением в Следственный комитет России. Она сообщила о собранных и непонятно куда девшихся более чем 8 млн рублей членов товарищества. Эти деньги искали в рамках доследственной проверки, но в возбуждении уголовного дела по признакам мошенничества отказали. Евгений Старых дознавателю рассказывал, что в свою бытность председателем с августа 2011 по май 2016, все деньги тратил исключительно на развитие поселка. Правда, документов не осталось: вся бухгалтерия сгорела в 2015 году.
— У нас было как, когда мы общество собирали, это было поле с оврагами, с лесом. Нам нужно было участок осваивать, он был большой. И вот в то время мы все собирались, кто деньгами, кто техникой, кто работой, кто привлекал материалы. Мы отсыпали овраги, мы строили дороги, вырубали лес в свое время. На это было потрачено огромное количество ресурсов, просто огромное, — утверждает Евгений Старых.
В одном из процессов вокруг ТСН суд рассматривал иск латифундиста, взыскивающего с товарищества 813 тысяч рублей, которые он в 2019—2021 годах заплатил по исполнительным производствам. Ему отказали, но при разбирательстве установили: как минимум 4 млн рублей взносов он со своих соседей уже собрал, а куда дел — непонятно. При этом за более чем десять лет в поселке так и не была создана необходимая для комфортного проживания инфраструктура.
— Никто не хочет ничьей крови, мы просто мирные жители, которые хотят жить в этом красивом поселке, и чтобы у нас было ну хотя бы не намного хуже, чем у соседей, — резюмирует председатель ТСН «Ратник» Людмила Шаталова.
КАК СТАТЬ ЛАТИФУНДИСТОМ
Поселиться на природе в окружении березок мечтают многие новосибирцы, но лишь 13 категорий, имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. В том числе, например, многодетные матери и ветераны боевых действий. Недавно к ним добавились и родственники погибших участников СВО. Создатель «Ратника» Евгений Старых, судя по всему, прошел по другой категории — он являлся членом общественного совета при департаменте имущества и земельных отношений НСО. Товариществу, которое он в 2012 году возглавлял, землю отдали в аренду для распределения садоводам — без ранжирования по количеству детей или боевому опыту.
Между тем, на сегодняшний день, только в Новосибирском районе области в списке очередников числятся более 8 тысяч человек. По информации, предоставленной администрацией района, в прошлом году получить заветный земельный надело посчастливилось только 6 льготникам. В 2023-ем бесплатную землю и вовсе не раздавали.
Екатерина ЛОБАНОВА